Для эффективной и продолжительной работы двигателей внутреннего сгорания, подаваемый в камеру сгорания воздух должен подвергаться достаточно серьезной очистке. Экономия на воздушных фильтрах может привести к серьезным последствиям. В том числе к преждевременному износу деталей цилиндро-поршневой группы, что в конечном итоге обернется необходимостью капитального ремонта двигателя. А это уже немалые деньги.
В связи с этим возникает вопрос, как правильно выбрать воздушный фильтр? Если сбросить со счетов наценки за тот или иной бренд, то себестоимость воздушного фильтра должна напрямую зависеть от его эффективности, или другими словами, от его фильтрующей способности. К сожалению, в наших реалиях цена фильтра - не всегда объективный показатель.
Все воздушные фильтры по степени очистки делятся на 3 больших класса:
1. фильтры грубой очистки - они улавливают частицы размером более 10 микрон;
2. фильтры тонкой очистки - они способны улавливать частицы размером более 1 микрона;
3. фильтры сверхтонкой очистки - это уже так называемые НЕРА-фильтры, или абсолютные, способные улавливать из воздуха практически 100% частиц размером менее 1 микрона.
В автомобильной промышленности используются фильтра грубой и тонкой очистки. Фильтры грубой очистки позволяют удерживать крупные частицы минеральной пыли и органических материалов. Фильтры же тонкой очистки выполняют основную задачу по доведению качества воздуха до требуемых параметров.
Ниже в таблице приведена общепринятая система маркировки воздушных фильтров согласно стандартам DIN 24184 / ГОСТ Р 51251-99 / EN 779 в зависимости от степени эффективности очистки воздуха.
Таблица 1
Как вы можете видеть в таблице 1, фильтры тонкой очистки подразделяются на 5 классов (F5, F6, F7, F8 и F9), определяющих какой процент загрязнений должен удерживать тот или оной фильтр. К примеру, фильтр тонкой очитки F5 должен задерживать от 45 до 60% загрязняющих частиц размером более 1 микрона. В то время как фильтр класса F8 уже от 90 до 95% загрязняющих частиц размеров более 1 микрона.
Понятно же, что те частицы, которые не задержит фильтр, попадут в двигатель. Соответственно, если вы используете более дешевый фильтр, то это будет фильтр более низкого класса, и чем ниже его класс, тем больше пыли будет попадать в мотор вашего автомобиля. Чтобы было более понятно, фильтр класса F5 пропустит в ваш мотор практически половину загрязнений, в то время как F8 – всего лишь 5-10 процентов.
В идеале, чтобы свести к минимуму износ деталей двигателя, воздух в камеру сгорания должен поступать абсолютно чистым. На практике добиться 100% чистоты потребляемого автомобильным двигателем воздуха невозможно. Пропускная способность «абсолютных» фильтров просто недостаточна для работы современного двигателя внутреннего сгорания. К примеру, мотору WP12 объемом 12 литров на холостых оборотах необходимо около 4000 литров воздуха в минуту. Отфильтровать такой объем воздуха до 100 % чистоты не представляется возможным. Да и стоимость «абсолютных» фильтров настолько высока, что их использование в автомобильной промышленности экономически нецелесообразно. Применительно к китайской технике максимальный класс фильтрации для автомобильных фильтров сейчас установлен на уровне F8.
По каким-то причинам далеко не все производители указывают на своих фильтрах соответствие их продукции тому или иному классу фильтрации. Тем не менее некоторые образцы с такой маркировкой присутствуют на российском рынке. В нашей сфере деятельности маркировку фильтров в соответствии с классами фильтрации применяют, например, компания MALANG Parts, китайские заводы-изготовители KANG WANG и CHENGZHI. На упаковках этих фильтров присутствует соответствующие обозначения.
Так что при выборе воздушного фильтра обращайте на это внимание.